В эпоху стартапов мало кого удивишь очередным мобильным приложением для вовлечения жителей в местное самоуправление и городской активизм. Сайты для электронных обращений, предложений и жалоб; платформы для краудфандинга; порталы совместного принятия решений: нет им числа.

В отличие от большинства из них, Civil Society App уже сразу имеет амбицию интегрировать все эти сервисы. Зачем, как и почему именно это приложение должно стать успешным, мы говорили с его основателем и разработчиком Вадимом Георгиенко.

Mistosite: Как возникла идея?

В 2012 на первом TechCamp в Киеве познакомился с Тревором Нобличем, лидером команды FrontlineSMS (США). Идея СМС-голосования показалась интересной, но не однозначной — зачем Вам платить собственные деньги за СМС, когда Вы можете проголосовать бесплатно, например, через Фейсбук? Решили апробировать и сделали специальный виджет, позволяющий встраивать СМС-голосование на любой сайт. Наряду с обычными ФБ-лайками этот инструмент использовался для оценки различных проектных предложений. Ситуация в стране подтолкнула к идее проведения «голосования с мобильных» в период президентских и парламентских выборов в прошлом году. В этом «пилоте» наших партнеров приняло участие порядка 51 тысячи человек, и на его основе удалось впервые сформировать профиль украинского e-voter. Все результаты пилотной деятельности помогли перейти на качественно новый уровень и создать мощный инструмент Civil Society App.

Это инструмент принятия и реализации решений гражданским обществом. Подход примерно такой. Человек сталкивается с какими-то вопросами и проблемами в своей повседневной жизни и в 90% случаев он не знает как их решать. Глобальный мир, требует различных компетенций и не факт, что человек обладает нужными для решения проблемы, с которой столкнулся. Но в 100% случаев он\она может отметить проблему маркером. На этом подходе уже создавались различные проекты типа «УкрЯма», где пользователи могли сделать фото ям на дорогах.

Mistosite: Как это должно работать?

Алгоритм работы с системой достаточно прост. Сначала нужно зарегистрироваться. Сделать это можно 6 способами: от входа через учетную запись в социальных медиа до использования BankID (способ верификации граждан через украинские банки для предоставления административных услуг через інтернет) или идентификации через платеж. В зависимости от этого участнику присваивается определенный статус. Статус пользователей является защитой от накрутки голосов. Это позволяет доверять не каким-то логинам, а конкретным верифицированным людям.

Далее участник имеет возможность указать на проблему. Существует два пути для решения — либо через налоги, либо через средства, усилия, время и так далее. В первом случае есть универсальный механизм — обращение к депутату(там). Например, где-то уже работает система электронного документооборота в местном самоуправлении и нам достаточно синхронизировать голосование, которое человек инициирует, с этой системой. Если этого нет, обращение все равно попадает к депутатам, на уровне имейла, оповещения, чего-то в таком духе.

Что касается второго пути, принятия решений без вовлечения местных властей, в начале также замеряется спрос, в данном случае — потребность, с помощью голосования. Если человек столкнулся с проблемой, его сначала интересует, беспокоит еще кого-то, кроме него. Как только выясняется этот вопрос, уже появляются основания кому-то что-то предлагать — формировать программу, предлагать сообща решить это вопрос.

Мы исходим из того, что люди редко знают, сколько стоит решение проблемы, хотя это не принципиально. Грубо говоря, для меня важно лишь, сколько я могу на решение этого вопроса дать — и я даю. Дальше мы смотрим сколько нас всего, хватает ли нам тех ресурсов, которые мы уже вложили. Если нет — нам нужно решать: либо увеличивать свои взносы, либо расходиться, либо искать пути привлечения большего количества людей к решению этой проблемы.

Также важное место в системе занимает возможность делегировать свой голос — попросить помощи у эксперта в данном вопросе. Кроме прямой и представительской демократии сейчас очень актуален вопрос делегирования, поскольку очень часто человек не компетентен во всех вопросах, которые решаются на уровне местного самоуправления. Если делать акцент только на прямом голосовании, идет профанация — человек голосует за определенное решение, не очень хорошо понимая, что к чему. Делегирование позволяет как раз очень хорошо использовать экспертный потенциал. В таком случае я могу передать свой голос кому-то, кто больше разбирается в данном вопросе. Главное, что если решения, которые принимаются экспертами, меня не устраивают — я могу отозвать свой делегированный голос.

В целом, система работает по такому принципу: соинвесторы, зарегистрированные пользователи, голосуют за предложенные проекты решений, собирают определенное количество денег для их реализации. Победители здесь определяются без единого посредника — побеждает тот, кто первым набрал сумму, и дальше переходит, допустим, к НГО, которая это реализует. Если проект или проекты, за которые вы голосовали своими деньгами, не победили, то вы не теряете эту сумму, а можете отозвать ее на свой персональный фонд, который создается вами при регистрации.

Для возможности воплощения проекта мы также реализовали частную валюту, она называется ICAN. Ее можно использовать в голосовании за проекты наравне с реальными гривнами.

Достаточно логичным тут будет вопрос отличия Civil Society App от краудфандинга. В последнем сбор средств — это инструмент для продаж. В громаде это не очень хорошо, вам нужен инструмент не для лучших продаж, а для лучших покупок. Когда за ваши деньги конкурирует несколько проектов и вы начинаете искать лучшее решение и исполнителя за свои деньги — вот это то, что мы называем социальным инвестированием.

Mistosite: Почему это должно сработать?

Мы верим в успешность разделения труда, поэтому со старта предположили: разработчики занимаются софтом, а внедрение разработанных инструментов — это компетенция активистов. Формат взаимодействия — это партнерство, и у нас уже есть позитивные примеры такого партнерства с несколькими НГО. К слову, для общественных организаций предусмотрено несколько очень важных ролей в современной инфраструктуре гражданского общества. Это и администрирование проектов, проектных предложений и запросов о помощи, и новые возможности для более успешной работы на грантовом рынке, и более крепкая связь с громадами, построение общественных движений и многое другое. Более подробно можно будет узнать из серии небольших видео, которые мы готовим специально для общественных объединений.

А для подавляющего большинства потенциальных пользователей наиболее важным для понимания будет ознакомление с примерами использования инструментов для решения конкретных задач, кейсы. В целом, для того, чтобы система работала, должны быть кейсы. Следует понимать, что любая инициатива вступает в конкуренцию с другими делами, на которое человек уже тратит свое время. Соответственно, успешность продвижения возможна по следующим направлениям: 1) пользователь может с нашей помощью решить какую-то важную для себя проблему дешевле и быстрее; 2) пользователь может заработать на жизнь; 3) пользователь может получить удовольствие во время своего досуга. Для каждого из направлений существует своя стратегия продвижения.

В результате, мы продолжаем заниматься казалось бы совершенно разными делами и с различной мотивацией, однако при этом появляется некий «общий знаменатель», обеспечивающий синергию для системных изменений и качественно новых перспектив. Подход понятен на примере Фейсбука: если там всего один пользователь, преимуществ не существует, когда там много пользователей — это становится интересным для очень многих людей. В отличие от фейсбука на Civil Society App есть инструменты для совметсного принятия и реализации решений, соответственно с увеличением количества людей также увеличивается масштаб задач, которые можно решать.

Для разработчиков не было принципиальных отличий в каком городе или даже стране будет происходить пилотное внедрение. Не исключено, что вначале это будет сообщество из жителей разных городов. Может, внутри города относительно небольшое, но уже в масштабе страны будет иметь необходимый потенциал для реализации интересных кейсов.

Безусловно, Civil Society App может быть полезен и для инициатив «открытого бюджета». С другой стороны, очень важно опираться на инициативы, которые понятны широкому кругу граждан. Начиная участие с относительно простых примеров, граждане обязательно выйдут и на более сложные вопросы.

Ключевой вопрос для системных изменений в Украине: чем бы кто не занимался, что бы мы не делали, в конечном итоге имеет значение сколько граждан, я имею в виду не только по паспорту, у нас в городе. Вот если у нас в миллионном городе таких граждан тысяча и через год тысяча, это серьезный сигнал задуматься — что-то происходит не так. Это не исключает, что каждый активист или организация в отдельности делала что-то хорошее. Если через год это уже 7000 человек и тенденция сохраняется — это большой совместный успех. При этом Civil Society App является как раз тем инструментом, который и позволяет нам всем увидеть, что же на самом деле происходит на карте гражданского общества нашего города. Когда на этой карте Вы будете видеть 100 тысяч жителей (или в пропорции), получивших новые навыки управления в своей миллионной громаде, многие проблемы, которые вам сегодня кажутся неразрешимыми, получат довольно простые решения. И начать этот процесс очень просто — войдите в Civil Society App, откройте «Мои задания» в основном меню и действуйте.

Поділитися текстом